Какие категории граждан имеют право на льготное обеспечение по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении?
При амбулаторном лечении граждане приобретают лекарства самостоятельно. При этом обеспечение граждан лекарствами может проводиться как в общем, так и в специальном порядке. В последнем случае речь идет о возможности гражданина, страдающего определенным заболеванием или принадлежащего к определенной социальной группе, приобрести лекарственные средства (ЛС) на льготных условиях – бесплатно или со скидкой. Правовое регулирование данных отношений осуществляется субъектами РФ.
Скидки на приобретение ЛС устанавливаются региональным законодательством и распространяются на другие категории граждан, например, тружеников тыла, реабилитированных лиц и др. Нормы ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закона об охране здоровья) гласят, что частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи является перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии:
1) с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых ЛС и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно;
2) с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых ЛС отпускаются по рецептам врачей со скидкой 50%.
На федеральном уровне льготное лекарственное обеспечение осуществляется, прежде всего, на основании ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”.
В ней сказано, что отдельные категории граждан имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
К таким категориям относятся инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды, дети-инвалиды и т. д. Эти граждане бесплатно могут получить лишь определенные ЛС, включенные в соответствующий перечень (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665).
Таким образом, бесплатное предоставление ЛС при амбулаторном лечении – мера социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения. В том случае, если гражданин не относится к таким категориям, он приобретает ЛС самостоятельно.
Чтобы защитить таких граждан от чрезмерных трат в связи с необоснованно высокими ценами на лекарства, с недавнего времени в Российской Федерации действует уже упомянутый механизм контролируемого ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие ЛС.
Вопросам государственного регулирования цен на ЛС посвящено постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 “О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов”.
В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” отсутствуют положения, прямо закрепляющие права граждан на обеспечение лекарственными препаратами, в т. ч. бесплатно. Как определить нормы бесплатного лекарственного обеспечения?
В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закона об охране здоровья) при характеристике содержания программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи устанавливаются и условия обеспечения пациентов лекарственными препаратами.
Для получения лекарственных препаратов бесплатно необходимо одновременное наличие нескольких обстоятельств:
• оказание медицинской помощи в определенных условиях и формах;
• наличие необходимого медицинского препарата в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее –ЖНВЛП) в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (далее – Закон о ЛС);
• указание на данный медицинский препарат в стандарте медицинской помощи.
Ныне действующий перечень ЖНВЛП утвержден распоряжением Правительства РФ от 07.12.2011 № 2199-р. Положение о порядке формирования перечня ЖНВЛС было утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 27.05.2009 № 276н. Распоряжением Правительства РФ от 06.07.2010 № 1141-р утвержден перечень стратегически значимых ЛС, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 80 Закона об охране здоровья обеспечение граждан лекарственными препаратами осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи:
• первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме;
• специализированной медицинской помощи, в т. ч. высокотехнологичной;
• скорой медицинской помощи, в т. ч. скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях.
Перечень ЖНВЛП – это ежегодно утверждаемый Правительством РФ перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в т. ч. преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации.
В Законе о ЛС эта категория вводится только в целях государственного регулирования цен на лекарственные препараты для медицинского применения.
Перечень формируется путем отбора ЛС, отвечающих следующим критериям:
• применение конкретного лекарственного препарата для диагностики, профилактики, лечения заболеваний, в т. ч. преобладающих в структуре заболеваемости в России;
• преимущество конкретного лекарственного препарата по сравнению с другими лекарственными препаратами при определенном заболевании, синдроме или клинической ситуации;
• терапевтическая эквивалентность конкретного лекарственного препарата лекарственным препаратам со схожим механизмом фармакологического действия.
Третье условие касается стандартов медицинской помощи, содержание которых впервые было раскрыто в ст. 37 Закона об охране здоровья.
В соответствии со ст. 37 Закона об охране здоровья стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
• медицинских услуг;
• зарегистрированных на территории России лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ);
• медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
• компонентов крови;
• видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
• иного, исходя из особенностей заболевания (состояния).
В ч. 3 ст. 80 Закона об охране здоровья сказано, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
• назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
• назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛС, – в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.