(лекция для родителей)
Цель: просвещение родителей, аналитический обзор с методическими рекомендациями по профилактике суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних.
Современное общество имеет многочисленные проблемы, с которыми сталкивается молодежь. Не обладая достаточным жизненным опытом и умением справляться с возникшими жизненными трудностями, значительная часть молодого поколения, желая избавиться от них, выбирает путь добровольного ухода из жизни, что не может не вызывать тревоги у общества.
Ежегодно в России совершается около 70 тысяч самоубийств, из них добровольно уходят из жизни около 12 тысяч подростков.
Проблема устранения условий, подталкивающих к самоубийству молодежь, является весьма важной. При работе с молодежью, особенно с трудными подростками, внимание должно быть постоянно обращено на возможность совершения суицида с тем, чтобы вовремя и умело его предотвратить.
Необходимо уметь выделять общие признаки душевного дискомфорта у лиц, склонных или уже готовых к суициду с целью предотвращения непоправимой трагедии.
Самоубийства совершаются людьми различных психологических типов. По мнению специалистов не существует какой-либо единой личностной структуры, специфичной для суицидального поведения и достаточно определённо указывающей на вероятность его возникновения. Не существует так называемого типа «склонных к самоубийству». Всё зависит от силы психотравмирующей ситуации и её оценки, как непереносимой. Вместе с тем, наибольшей уязвимостью, склонностью к неадаптивному поведению обладают подростки с акцентуированными и психопатическими чертами характера. В одном случае речь идёт о практически здоровых людях, отличающихся гипертрофированной заострённостью каких-либо характерологических черт, а в другом – о тех, у кого пограничные расстройства могут в привычных для них условиях жизни быть стёртыми, компенсированными адаптивными эталонами поведения.
Факторами суицидального риска являются:
1. Социально-демографические факторы: отсутствие отца в раннем детстве; «матриархальный» стиль отношений в семье (сильное влияние матери); отсутствие внимания, отверженность в детском и подростковом возрасте; чрезмерная опека, воспитание по типу «кумир семьи»; воспитание в семье с «алкогольным климатом»; частые скандалы в семье; развод родителей; воспитание в детском доме при наличии родителей; наличие в семье психически больных; наличие в семье случаев самоубийств, попыток самоубийств или суицидальных угроз со стороны близких родственников.
2. Биографические факторы: побеги из дома; частая смена мест учебы; злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами; совершение суицидальных попыток; серия «провалов» в подростковом возрасте: неудачи в обучении, изоляция в коллективе; наличие друзей, совершивших самоубийство.
3. Медицинские факторы: соматическая патология (внутренние болезни); церебро-органическая патология (заболевание головного мозга); психические заболевания (наиболее выраженный риск при реактивных депрессиях, неалкогольных токсикоманиях, психопатиях, аффективных психозах).
4. Индивидуальные факторы.
К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести: низкий или заниженный уровень самооценки; неуверенность в себе; высокую потребность в самореализации; высокую значимость для них тёплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, наличие понимания и поддержки со стороны окружающих; трудности в волевых усилиях при принятии решений; снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений; тенденция к самообвинению, преувеличение своей вины; несамостоятельность; высокий уровень тревожности; недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности.
Основным содержанием общего направления профилактики суицидов является ослабление и устранение социальных и социально-психологических причин и условий, способствующих формированию и проявлению суицидального поведения несовершеннолетних.
Частная профилактика строится на основе учёта групповых и индивидуальных факторов риска. Она направлена на своевременное выявление детей, находящихся в суицидоопасном состоянии, и оказание им психологической помощи и поддержки. В ходе беседы с детьми необходимо обращать особое внимание на подростков, высказывающих намерения совершить самоубийство, либо совершавших аутоагрессивные поступки ранее.
На основе различных поведенческих проявлений можно своевременно выявить подростков с высоким риском суицидальных действий. К числу таких признаков относятся:
- открытые высказывания о желании покончить с собой (друзьям, родственникам, близким людям, знакомым);
- косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий;
- «репетиция самоубийства»;
- активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой и создание соответствующих условий (накапливание лекарственных средств, поиск и хранение отравляющих жидкостей, укрепление веревки и т.д.);
- фиксация на примерах самоубийства (повышенный интерес, частые разговоры о самоубийствах вообще);
- нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов в коллективе, стремление к уединению;
- изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности подвижных, общительных («зловещее спокойствие» и собранность), возбужденное поведение и повышенная активность у малоподвижных;
- общительность у молчаливых;
- внезапное проявление черт, несвойственных ранее подростку: аккуратность, откровенность, щедрость (раздача личных вещей, которая зачастую сопровождается символическим прощанием);
- утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности).
Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Суицидальное поведение в детском возрасте связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Суицидальное поведение у детей до 13 лет – редкое явление, и только с 14-15 летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.
Реальное понятие о смерти у ребенка формируется лишь к 11-14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущими и умершими. И только ближе к подростковому возрасту смерть начинает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.
Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, страх неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность.
Несколько иная картина суицидального поведения в подростковом возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе шантажа. Лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), а в 90 % — это крик о помощи.
Обследования группы подростков в возрасте 14-18 лет позволили выделить факторы, влияющие на такое поведение:
- совершены на фоне аффективной реакции;
- психическое расстройство, например, депрессия (к «детским» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталость; фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление наркотиками и алкоголем);
- влияние подростковой субкультуры;
- влияние межличностных отношений со сверстниками и родителями: семейные проблемы и любовные переживания.
После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизительно одинаково часто и у девушек и у юношей. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например, с несчастной любовью. Молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем серьезности суицидальной угрозы.
В настоящее время считают, что суицидальные действия могут совершать как лица с психическими заболеваниями, так и здоровые люди. Во втором случае можно говорить об отклоняющемся поведении практически здорового человека в ответ на психотравмирующую ситуацию, что предполагает оказание срочной социально-психологической помощи.
Депрессия переживается субъективно как подавленное настроение, как состояние угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины. В качестве ведущего для диагностики депрессии называется соматический синдром. У конкретного человека не менее двух недель должны проявляться три и более признака:
- снижение интересов или удовольствия от деятельности, обычно приятной;
- отсутствие реакции на деятельность (события), которые в норме ее вызывают;
- пробуждение утром за два (или более) часа до обычного времени;
- внешне выраженная психомоторная заторможенность или ажитация;
- заметное снижение (повышение) аппетита;
- снижение веса;
- заметное снижение либидо;
- снижение энергии;
- повышенная утомляемость.
Дополнительно к соматическим называются психологические признаки: снижение самооценки; беспричинное чувство самоосуждения; чрезмерное и неадекватное чувство вины; повторяющиеся мысли о смерти; суицидальное поведение; нерешительность.
Прежде всего, самоубийства связываются с потерей смысла жизни; переживается как ужас перед безнадежностью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и осуждения.
В различных ситуациях могут действовать разные мотивы суицидального поведения: протест; месть; призыв (внимания, помощи); избежание (наказания, страдания); самонаказание; отказ (от существования).
Например, в суицидальных попытках подростков можно выделить следующие побуждения. Это может быть сигнал: «Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи», причем он может проявляться в виде вызывающего поведения. Также подросток может пытаться манипулировать другими, например, девочка принимает большую дозу таблеток, чтобы заставить своего друга вернуться к ней. Другой вариант – стремление наказать других, возможно, сказать родителям: «Вы пожалеете, когда я умру». Реакция на чувства сверхсильного стыда или вины, стремление избежать столкновения с чрезвычайно болезненной ситуацией; действие спиртного или наркотиков – все это примеры мотивирующих факторов.
Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, можно выделить четыре основные причины самоубийства:
- изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
- беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
- безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
- чувство собственной не значимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Суицидальные действия часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попытками разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное человеку в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Необходимо уже в школе формировать у обучающихся позитивную адаптацию к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Для истинных суицидов характерно наличие пресуицидального периода и продолжительность конфликтной ситуации. И в это время окружающие должны обратить внимание на человека, помочь ему, поддержать, ведь в большинстве своем суицидентам просто не хватает человеческого внимания, тепла и заботы. Поэтому необходимо и самому быть «сильным» человеком, и быть внимательным к окружающим людям, а как известно, красота и доброта спасет мир, соответственно и человечество.
По своему содержанию и организации профилактическая работа должна объединить меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. Она должна быть непрерывной, последовательной и включать в себя: чёткую организацию повседневной жизни людей; предупреждение и устранение конфликтов между людьми; выявление подростков с повышенным риском суицидальности; своевременное оказание адекватной помощи ребенку, находящемуся в состоянии психологического кризиса; активную эмоциональную поддержку; поощрение его положительных устремлений для облегчения ситуации.
При выявлении детей, включенных в суицидогенную ситуацию, необходимо немедленно обратиться за квалифицированной помощью в психологическую службу.